Требования, регулирующие промышленную безопасность в компании, обязательны для выполнения всеми предприятиями, работающими в этой сфере. Он вводятся на федеральном уровне, а их выполнение контролируется государством в лице уполномоченных контролирующих и надзорных органов. В зависимости от категории конкретной организации и специфики ее производственной деятельности эти требования могут различаться.

Нормативная база

Сфера промышленной безопасности технологических объектов, как и другие области экономики, совсем недавно подверглась масштабным изменениям. Они были связаны с реализацией проекта регуляторной гильотины, предполагающего пересмотр всей действующей правовой базы на предмет исключения из нее дублирующихся, устаревших или противоречивых требований.
В результате в этой сфере были отменены более 60 ранее действовавших федеральных норм и правил, которые устанавливали нормативы безопасности для конкретных областей производственной деятельности, правила работы на объектах и нормы организации проверки качества технологических операций. Вместо них были приняты почти 40 новых правовых актов, которые ввели обновленные правила безопасности для указанных отраслей, в большей степени отвечающие современному состоянию оборудования, требованиям безопасности и другим характеристикам технологических процессов.
При этом основополагающие правовые акты, которые устанавливают принципы безопасности на объектах промышленного производства, остались прежними. В их список входят:

  • федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ, определяющий основы государственной политики в области промышленной безопасности на производственных объектах;
  • постановление Правительства от 18.12.2020 N 2168, определяющий правила организации проверки соблюдения нормативов безопасности на таких объектах и порядок выполнения производственного контроля.

Понятие промышленной безопасности

На крупных производственных объектах, где осуществляется выпуск товаров, применяется большой ассортимент сложного технологического оборудования и опасных химических соединений и веществ. Эти факторы становятся потенциальными причинами возникновения аварийных ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда здоровью персонала и возникновение ущерба материальным активам.

Поэтому действующее законодательство предписывает руководителям таких компаний тщательно следить за состоянием промбезопасности на объектах. В случае, когда эксплуатацией предприятия по договору установленной формы занимается сторонняя эксплуатирующая организация, соответствующие обязанности возлагаются на ее персонал.

Понятие промбезопасности определено положениями статьи 1 федерального закона № 116-ФЗ. Этот правовой акт определяет ее как состояние защищенности важнейших интересов человека и общества в целом от возникновения аварий на ОПО, а также возможных негативных последствий таких ситуаций. Для достижения необходимого уровня защищенности ответственные лица обязаны организовать и провести ряд обязательных действий, установленных на законодательном уровне. При этом соответствующие нормативы различаются от потенциального уровня опасности, который обусловлен характером производственной деятельности компании. Для дифференциации этих требований в федеральном законе № 116-ФЗ введено понятие классов опасности. Это категории, которые устанавливаются в зависимости от объема, интенсивности и серьезности опасных последствий, возникающих вследствие аварийной ситуации на таком предприятии.

Классы опасности

Главным правовым актом, который регулирует принципы государственной политики по вопросам промышленной безопасности, становится 116-ФЗ. Согласно части 3 статьи 2 этого нормативного акта все действующие компании делятся на четыре класса возможной опасности последствий аварий на предприятии:

  • I – чрезвычайно высокая опасность;
  • II – высокая опасность;
  • III – средняя опасность;
  • IV – низкая опасность.

Все без исключения опасные промышленные организации (ОПО) обязаны организовать, а затем реализовывать контроль за ходом профильных технологических операций. К предприятиям, отнесенным к самым опасным классам I и II, предъявляются дополнительные требования: они обязаны создать комплекс управления промбезопасностью, обеспечив его бесперебойное функционирование.

Производственный контроль

Анализ состояния безопасности в форме производственного контроля реализуется с соблюдением положенияй постановления № 2168. Это комплекс мер, состоящий из следующих главных компонентов:

  • регулярный мониторинг состояния систем промбезопасности, организованных предприятием, в том числе при выполнении профильных экспертиз или исследований;
  • комплекс операций по профилактике производственных аварий;
  • контроль за соблюдением требований промбезопасности, установленных федеральным, региональным, отраслевым законодательством, а также локальной правовой документацией компании;
  • обеспечение готовности к ликвидации аварий и их последствий;
  • своевременное выполнение необходимых испытаний, технического обслуживания, текущего, капитального ремонта эксплуатируемой техники.

Из приведенного списка видно, что анализ состояния промбезопасности в организации становится важным компонентом достижения целей, поэтому он обязан проводиться вовремя и регулярно. При этом меры по производственному контролю обязаны обеспечивать соответствие текущей ситуации в компании, а также в отрасли в целом. Для этого ответственные лица регулярно проводят анализ изменений в промышленной безопасности, а при необходимости корректируют действующую программу.

Система, используемые при управлении промбезопасностью

Компании, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к I и II классам опасности, как и остальные, обязаны организовывать технологический контроль. Однако в дополнение к нему для нивелирования возникающих рисков им также вменяется в обязанность создание и поддержание функционирования действенного комплекса управления промбезопасностью (СУПБ). Компания не вправе эксплуатировать установленное оборудование и выполнять технологические работы без этой системы.

Ранее требования к этой системе утверждались отдельным нормативным документом – постановлением Правительства от 26 июня 2013 года N 536. Однако с 1 января 2021 года в связи с выполнением программы регуляторной гильотины действие этого правового акта было прекращено. Взамен было принято новое постановление Правительства от 17 августа 2020 года N 1243. Согласно этому правовому акту в целях минимизации риска аварий на ОПО I и II класса риска нужно оформить:

  • план действий для достижения необходимого уровня безопасности на краткосрочную перспективу — один календарный год;
  • план действий по достижения требуемого уровня безопасности на долгосрочную перспективу — больше одного календарного года.

Состав СУПБ

Дополнительное профилактическое воздействие СУПБ, организованной предприятием, достигается за счет следующих компонентов анализа состояния промбезопасности и условий труда:

  • определение главных целей, поставленных перед СУПБ;
  • анализ, прогнозирование риска нештатных ситуаций с учетом характеристик технологических процессов;
  • разработка и выполнение мер по снижению риска таких ситуаций, соблюдению требований действующего законодательства по охране труда;
  • координация порядка работ профильных подразделений и ключевых сотрудников компании по выбранным направлениям;
  • гарантия безопасности тестовой эксплуатации опытных образцов промышленного оборудования;
  • своевременное информирование работников и общественности об основных рисках, связанных с производственной деятельностью компании, и ресурсах для их снижения.

Важное условие организации СУПБ – регулярный анализ работы комплекса управления промбезопасностью с точки зрения достижения поставленных задач в сфере работы предприятия. Если результаты анализа функционирования системы, регулирующей промышленную безопасность на предприятии, показывают, что риск возникновения нештатных ситуаций не снижается ли даже увеличивается, это требует оперативного пересмотра ее положений и контроля динамики исследуемых показателей после внесенных корректировок. При этом работа организации по этому вопросу контролируется Ростехнадзором для предотвращения халатности и иных нарушений при выполнении требований законодательства.