Безопасность окружающей среды – это общая забота государства, общества и бизнеса. Поэтому соблюдение требований экологической безопасности становится обязательным условием, которое установлено для компаний действующим законодательством. Оно предполагает достаточно длинный список мер, которые требуется реализовывать в компаниях. В противном случае нарушителя ждет административная ответственность за нарушение требований экологической безопасности.

Нормативная база

Современные требования к экологической безопасности зафиксированы в целом ряде правовых актов. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды с последними изменениями, включая те из них, которые были внесены федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ;
  • федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, регулирующий порядок обращения с отходами производства и потребления;
  • федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила лицензирования в Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях, который определяет санкции за нарушение действующего законодательства в области благополучия окружающей среды;
  • другие нормативные документы.

Нормативы, содержащиеся в перечисленных правовых актах, дифференцированы в зависимости от области деятельности компании, степени интенсивности его влияния на экологию и иных факторов.

Общие требования экологической безопасности в организации

В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие, работа которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано:

  • получить разрешение на осуществление выбросов в атмосферу;
  • поставить имеющиеся производственные объекты, которые оказывают такое негативное воздействие, на государственный учет;
  • внести установленную законом плату за оказание отрицательного воздействия на экологию;
  • составить паспорт отходов производства, отвечающий их классу;
  • получить лицензию для ведения работ, которые в соответствии с действующими правовыми нормами относятся к категории лицензируемых;
  • регулярно направлять отчетность в контролирующее государственное ведомство, в роли которого выступает Росприроднадзор, учитывая требования экологической безопасности при строительстве или другом виде деятельности, которым занимается компания;
  • назначить сотрудников, которые будут отвечать за систему экологической безопасности предприятия, и провести их подготовку в соответствии с действующими требованиями;
  • провести комплексный экологический аудит компании;
  • на основании результатов проведенного аудита разработать программу экологического контроля за работой предприятия и необходимые сопроводительные документы.

Порядок действий в рамках каждого направления определяется профилем работы организации, а также характером ее влияния на экологию.

Экологический аудит и выявление характера влияния на окружающую среду

Чтобы выяснить, какие требования безопасности труда и экологической безопасности актуальны для конкретного предприятия, его руководству следует выполнить комплексный экологический аудит. В рамках этого вида контроля определяются основные параметры деятельности компании и производится его классификация по критериям, установленным действующим законодательством. Основными видами негативного воздействия на экологию (НВОС) считаются:

  • выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сбросы вредных веществ и соединений в водоемы;
  • размещение промышленных и иных отходов в почвах.

Для осуществления каждого из перечисленных действий организации необходимо получать соответствующее разрешение. Порядок их оформление регламентирован приказами ответственного государственного органа, в роли которого выступает Минприроды.

Постановка на учет

Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 7-ФЗ. Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.

Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 7-ФЗ. В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:

  • I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
  • II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
  • III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
  • IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.

В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.

Составление паспорта отходов

Еще одно важное требование к экологической безопасности к производству – составление паспорта отходов. Как и сами предприятия, они делятся на пять категорий, зависящих от уровня опасности для окружающей среды. Порядок составления такого документа определен отдельным правовым актом: постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712. Паспорта потребуется составлять на отходы I-IV классов. Для отходов V класса, которые оказывают минимальное воздействие на экологию, разрабатывать паспорт или сертификат соответствия требованиям экологической безопасности не требуется.

Лицензирование деятельности при обращении с отходами

Требования пожарной экологической безопасности и лицензионного законодательства устанавливают, что обращение с опасными отходами относится к категории лицензируемых видов деятельности. Компаниям нужно оформлять особое разрешение на то, чтобы осуществлять следующие операции с отходами производства и потребления:

  • сбор;
  • перевозка;
  • любой вид утилизации, включая рециклинг, регенерацию и рекуперацию;
  • размещение, включая хранение и захоронение;
  • обезвреживание;
  • обработка.

Единственное направление работы с этим типом материалов, которое не требует оформления лицензии, — это накопление, то есть временное размещение отходов на спецплощадках, которые оборудованы согласно установленным требованиям. При этом срок такого размещения не может превышать 6 месяцев.

Назначение ответственного за экологическую безопасность

Основной объем ответственности за соблюдение нормативов актуального законодательства по экологической безопасности возлагается на руководителя организации. Однако он вправе делегировать свои полномочия сотруднику, который прошел соответствующую подготовку и имеет необходимую квалификацию, либо создать на предприятии профильную службу, состоящую из нескольких таких работников.

Квалификационные нормативы для специалистов такого профиля определены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н. В зависимости от профиля предприятия сотруднику может потребоваться:

  • прохождение общей экологической подготовки с учетом специфики деятельности организации;
  • обучение по обращению с отходами производства и потребления, генерируемыми предприятием.

Работодатель по своему выбору вправе осуществить установление избыточных требований в области экологической безопасности к специалисту, если считает, что они обеспечат более действенное выполнение работ в этой области и повысят уровень экологической безопасности организации.
Кроме этих вариантов, работодатель также вправе решить вопрос с обеспечением экологической безопасности своей компании посредством заключения договора со сторонней организацией, работающей по этому направлении, либо договора гражданско-правового характера со специалистом этого профиля, имеющим необходимые навыки и знания. Окончательное решение по этому вопросу остается на усмотрение работодателя.

Санкции за несоблюдение требований действующего законодательства

За нарушение требований экологической безопасности действующим законодательством предусмотрена серьезная ответственность. Она зависит от того, какие именно требования правовых актов были нарушены виновником:

  • несогласованное осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без оформления разрешительной документации карается санкциями, предусмотренными частью 1 статьи 8.21 КоАП. По этой статье организация может быть оштрафована на сумму до 250 тысяч рублей. Такое наказание могут заменить остановкой работы предприятия в административном порядке на срок до 90 суток;
  • несанкционированное осуществление сбросов в водный объем представляет собой правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.13 КоАП. Максимальный штраф за такое нарушение для юридических лиц достигает 300 тысяч рублей;
  • незаконное размещение опасных отходов производства и потребления на территориях предусмотрено статьей 8.2 КоАП РФ. Такое нарушение влечет за собой возможность наложения административного штрафа размером до 250 тысяч рублей либо остановку работы организации на срок до 90 суток.

Помимо самого штрафа за осуществление незаконных действий, компании также придется возместить вред, нанесенный в результате ее несанкционированных действий благополучию окружающей среды.