Промышленная безопасность – это зона особенно тщательного государственного контроля. Выполнение установленных требований к выполнению работ здесь воздействует не только на здоровье, но и на трудоспособность работника. Поэтому нормативы для этой области устанавливаются на федеральном уровне. 2021 год принес длинный перечень изменений в промышленной безопасности, которые вылились в принятие целого ряда новых нормативных документов.

Нормативная база

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ по-прежнему остается главным правовым документом, который содержит общие требования к работникам и работодателям по обеспечению промбезопасности. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы государственной политики для рассматриваемой области. Они серьезно различаются для разных отраслей деятельности: разумеется, требования безопасности для металлургии и атомной энергетике будут сильно разниться.

Поэтому для их уточнения разрабатывались дополнительные правовые акты, которые содержали конкретные правила выполнения разных видов работ для отдельных отраслей промышленности. Они получили унифицированное название федеральных норм и правил. Эти документы издавались в разное время с 1970 по 2019 годы и регулярно пересматривались и дополнялись.

Однако формальный подход к пересмотру такой документации, который часто имел место при выполнении такой работы, оказался недостаточным. Поэтому Правительство инициировало реализацию проекта регуляторной гильотины, который предполагал анализ всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения правовых документов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся нормы. В значительной степени это коснулось и области промышленной безопасности.

Упразднение устаревших документов

Изменения в законодательстве по промышленной безопасности привели к тому, что под нож регуляторной гильотины попало множество правовых документов, составлявших костяк нормативной базы для этой области. По результатам пересмотра было принято решение об отмене:

  • 113 приказов Ростехнадзора;
  • 39 нормативных документов Госгортехнадзора, который был предшественником Ростехнадзора;
  • 25 актов Правительства;
  • 2 документа Минприроды;
  • 1 документ Минэнерго.

В результате с 1 января 2021 года были упразднены 180 правовых документов, на основании которых выполнялось регулирование области промышленной безопасности. Под упразднение правовых документов попали самые ответственные отрасли, включая экспертизу промышленной безопасности, маркшейдерские работы, опасные производства, изготовление взрывчатых веществ и т.д. Для устранения законодательных пробелов по этой сфере требовалось принятие срочных решений.

Новые нормативные документы

Несмотря на необходимость объемной законодательной работы, включая изменения в экспертизе промышленной безопасности, решено было уделить приоритетное внимание разработке федеральных норм и правил, которые бы устанавливали нормы выполнения работ в опасных отраслях промышленности. Наличие таких требований становится критически важным с точки зрения минимизации уровня травматизма на производстве и частоты выявления профессиональных заболеваний.

Конечно, эту работу поручили профильному ведомству — Ростехнадзору. Контролирующая организация действительно проделала большую работу и создала 38 федеральных норм и правил для разных отраслей промышленности. Все они уже вступили в действие с 1 января 2021 года, таким образом закрыв собой образовавшиеся пробелы.

Все указанные нормативные документы будут действовать только до 1 января 2027 года. Таким образом, срок их действия составляет шесть лет. Это значит, что ответственное ведомство предполагает продолжить работу по актуализации сформулированных нормативов и к окончанию обозначенного срока, вероятно, представит новые документы, которые будут содержать продуманные положения, отвечающие современному состоянию науки, экономики и техники по соответствующему профилю работы. Сейчас предполагается, что такая актуализация правовых документов станет основополагающим принципом российского законодательства, который будет реализовываться на регулярной основе.

Проект изменений в законе о промышленной безопасности

В настоящее время продолжается рассмотрение законопроекта, представленного Ростехнадзором, который предполагает внесение изменений в основной правовой акт, устанавливающий принципы государственной политики по промбезопасности. Проект нормативного документа в установленном порядке был размещен на Федеральном портале проектов для прохождения необходимых процедур – общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия.

Основные изменения в правилах промышленной безопасности, отраженные проектом, включали следующие позиции:

  • внедрение новой классификации производственного и технологического оборудования;
  • более четкое сужение области промышленной безопасности за счет исключения из нее смежных тематик, таких как безопасность сооружений и проч.;
  • уточнение принципов проведения плановых проверок на основании графика, составленного с учетом риск-ориентированного подхода к деятельности организации;
  • введение дополнительных требований к осуществлению аудита безопасности производственных предприятий;
  • определение механизмов внедрения дистанционного контроля за работой оборудования в промышленных организациях;
  • дополнительные нормативы, касающиеся осуществления работ в отдельных направлениях, характеризующихся повышенной опасностью для персонала, граждан и состояния окружающей среды.

Результаты рассмотрения проекта

Однако результаты оценки регулирующего воздействия, выполненной Министерством экономики, показали недостаточный уровень проработанности проекта. Ведомство высказало ряд существенных замечаний к тексту представленного документа, основными из которых можно назвать:

  • невыполнение принципов подхода регуляторной гильотины, которые становятся обязательными для всех компонентов российского законодательства;
  • недостаточная прозрачность предлагаемых механизмов государственного контроля за работой промышленных производств;
  • присутствие избыточных или устаревших предложений по методам осуществления такого контроля;
  • недостаточная степень гармонизации документа с другими правовыми актами в этой области;
  • иные замечания.

В результате текст документа был направлен на доработку, окончательные сроки завершения которой пока неизвестны. В течение всего этого времени федеральный закон № 116-ФЗ будет действовать в прежнем виде без ограничений.

Изменения, обусловленные распространением коронавирусной инфекции

Повсеместное распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 и угроза заражения большого количества людей вызвали настороженность, если не сказать панику, во всех ведущих мировых государствах. Почти все страны ввели исключительно серьезные меры по противодействию увеличению количества случаев заражения, и почти всегда такие меры были связаны с ограничениями экономического или производственного характера.

Это не могло не сказаться на результатах работы производственных и иных предприятий, которые не замедлили заметно снизиться. В таких условиях основной задачей Правительства стало нахождение баланса между сохранением жизнеспособности организаций и защитой граждан от возможного заражения. Для этого был разработан длинный ряд мер, которые имели спефицический характер в зависимости от конкретной отрасли, где они применялись. Разумеется, это коснулось и промышленного производства.

Для этой сферы весной 2020 года было принято Постановление Правительства от 03.04.2020 N 440, которое продлило срок действия ряда разрешительных документов, выданных предприятиям. Известно, что в области промышленной безопасности для выполнения особых видов работ необходимо оформление большого числа документов, включая допуски, наряды, удостоверения и так далее, а их отсутствие становится нарушением законодательства, которое может повлечь за собой крупные штрафы.

Но при этом процесс первичного получения и переоформления такой документации, выполняемый в государственных органах, зачастую сопряжен с большим скоплением людей, что в условиях распространения коронавирусной инфекции создает серьезную угрозу заражения. Кроме этого, в период так называемого карантина, который был объявлен весной 2020 года, значительная часть государственных учреждений была полностью закрыта, поэтому обменять или иным образом актуализировать требующие этого документы у их владельцев не было никакой возможности. Поэтому для значительной части разрешений и других документов, срок действия которых истек в 2020 году, период их применения был продлен на 12 месяцев. Таким образом, если владелец заранее озаботится необходимостью замены заканчивающегося документа, он сможет в удобное время записаться на прием и осуществить такую замену.

Поскольку изменение аттестации промышленной безопасности и другие нормы, введенные постановлением № 440, показали свою эффективность в плане разгрузки государственных органов, позднее вышло дополнительное Постановление Правительства от 1 октября 2020 года № 1580, которым был уточнен и дополнен список разрешений с продленным сроком действия. Самыми важными из них эксперты считают:

  • лицензии на осуществление работы химически опасных и взрывоопасных производств, подлежащие переоформлению по причине смены адреса. Срок действия такой документации продлен до 1 января 2022 года;
  • аттестационные свидетельства и иные документы, подтверждающие результаты прохождения проверки знаний по промышленной безопасности. Срок их действия продлен до 1 июля 2021 года;
  • удостоверения по охране труда, электробезопасности и некоторые другие, срок действия которых тоже продлевается до 1 июля 2021 года.

Указанные сроки представляют собой конечные даты, до наступления которых перечисленные документы должны быть актуализированы. В противном случае организации грозит серьезное наказание, предусмотренное действующим КоАП – например, в форме крупного денежного штрафа. При этом руководство предприятия может по собственному выбору произвести необходимые процедуры и соответствующие замены ранее, до наступления указанных дат.